Чем климат контроль лучше кондиционера

Чем климат контроль лучше кондиционера

Чтобы свободно рассуждать о том, что лучше для автомобиля и его владельца — климат-контроль или кондиционер, необходимо чётко понимать значение этих двух понятий и разбираться в их отличиях.

Разбираемся в понятиях климатоборудования

Задача кондиционера состоит в том, чтобы охлаждать поток воздуха, который поступает в салон машины. Принцип работы прост, а само устройство неприхотливо, имеет даже некоторую схожесть с обычным холодильником (конечно же, не по внешним характеристикам). Водителю приходится регулировать желаемый уровень охлаждения воздуха в ручном режиме. Для этого меняется скорость вращения лопастей вентилятора. Если же требуется не охладить, а нагреть воздух в салоне, то на помощь приходит печка.

Совсем другое дело — это климат-контроль. В задачу этого устройства входит поддерживание того уровня температуры, который задаёт водитель. Управление осуществляется через специальный блок, который проводит сравнительный анализ реальных показателей температуры воздуха в салоне с заданными параметрами. В зависимости от результата блок управления активизирует подогрев или охлаждение, меняет скорость и направление воздушного потока. В современных моделях климатического автомобильного оборудования присутствует функция анализа интенсивности солнечного излучения и вычисления аэродинамическое давления, которое создаётся при скоростном движении.

Не все климатические устройства одинаково хороши

Нет единой системы климат-контроля, которая могла бы встречаться во всех автомобилях. Каждый производитель стремится создать своё, уникальное оборудование, которое будет дарить пользователю ещё больше комфорта и удовольствия.

Приятно, когда в автомобиле электронная система по-умному управляет заслонками. Особенно остро это ощущается в зимнее время, когда машине требуется тщательный прогрев. Ведь в первую очередь должны прогреться стёкла. В это время двигатель также прогревается. Когда он доходит до необходимой рабочей температуры, потоки воздуха направляются на ноги водителя и пассажиров. И только после этого нагретый воздух может направляться в лицо сидящих в автомобиле людей. В летнее время года охлаждённый воздух должен сразу направляться на пассажиров.

Сейчас взоры автолюбителей нацелены на системы климат-контроля, которые обладают возможности программирования — ACC. Очень удобно, когда в память электронной системы можно внести предпочтительные настройки относительно вентиляции, охлаждения и нагрева воздуха. Отпадает необходимость каждый раз выставлять параметры климатического режима.

Есть такие климатические системы, которые могут подстраиваться под индивидуальные параметры, которые могут устанавливаться для места водителя и пассажиров по отдельности. Установка датчиков для анализа погодных условий повышает эффективность работы климат-контроля и даже позволяет отключать забор воздуха с улицы при повышенных показателях загрязнённости атмосферы.

Особенности управления

Автомобильный кондиционер имеет простую систему управления, которая даже для неопытного пользователя не станет камнем преткновения. Для этого в автомобиле имеется панель управления со следующими элементами:

  • кнопка для управления компрессором с аббревиатурой «А/С»;
  • регулятор оборотов лопастей вентилятора;
  • элемент управления с двумя зонами различной окраски (синяя и красная);
  • распределитель воздушных потоков.

Всё это требует внимания со стороны пользователя, что приносит неудобство. Выпускаются и более современные системы управления для кондиционера. Они имеют электронный блок и жидкокристаллический дисплей. Но всё равно климат-контролем управлять лучше, проще и удобнее. Достаточно просто включить автоматический режим, выставить желаемую температуру и положиться на электронный блок управления.

Преимущества климат-контроля

Климат-контроль управляется электроникой, которая анализирует данные, поступающие с датчиков. Поэтому у пользователя нет необходимости следить за своими ощущениями и каждый раз менять режим работы климатического оборудования. Кроме этого, имеется ещё несколько моментов, за счёт которых выбор кондиционера теряет актуальность:

Читайте также:  Запахи от соседей идут через вентиляцию

  • моментальная реакция электронного блока управления на изменения атмосферных показателей;
  • экономный расход топлива за счёт правильного отключения нагрева или охлаждения воздуха;
  • выбор климат-контроля с раздельной схемой управления;
  • правильный прогрев салона при минусовой температуре на улице.

Климат-контроль поддерживает температуру по всему салону автомобиля

Недостатки климат-контроля

Если для опытных водителей, которые успели сменить несколько машин и испробовать различное климатическое оборудование в действии, понятно какое из них лучше, то для новичков не всё так прозрачно и понятно. Можно сказать однозначно, что климат-контроль имеет существенные отличия перед другими системами и выигрывает в сравнительном анализе.

Но остаётся актуальным ценовой вопрос, который играет в пользу выбора кондиционера. Сложная конструкция предполагает дорогой и длительный ремонт. Если электронный блок работает нормально, то и климатическая обстановка внутри автомобиля будет благоприятной. При сбоях в ЭБУ и неправильном анализе данных с датчиков надеяться на адекватность климат-контроля надеяться не приходится. Кондиционер в этом плане является более надёжным оборудованием.

При анализе отзывов владельцев машины с климат-контролем выплывает ещё один недостаток этого оборудования. Часто в автомобиле ощущается температура, которая отличается от установленной. И это при полностью исправном климатоборудовании. В таких случаях автовладелец вынужден подбирать тот температурный режим, при котором ощущения будут максимально комфортными.

На работу климат-контроля влияет месторасположения датчика температуры. Если он расположен не очень удачно, то и данные будут поступать на ЭБУ искажённые.

Теперь вы знаете, в чём состоят отличия кондиционера и электронного климатического оборудования. Осталось сделать соответствующие выводы и купить автомобиль с соответствующей комплектацией.

Далеко не каждый водитель правильно понимает, в чем состоит главное отличие кондиционера от системы климат-контроля в автомобиле, поскольку внешне они практически идентичны. Но вот «начинка» их совершенно разная. Отсюда – разный эффект от работы устройств. Одно просто охлаждает, второе – самостоятельно контролирует температурный режим. Наши эксперты точно знают, что лучше – кондиционер или климат-контроль и поведают об этом далее.

Особенности автомобильного кондиционера

Кондиционер, встраиваемый в авто, – простое и достаточно эффективное устройство, предназначенное для охлаждения воздуха в машине. Это – отличное решение в жаркую погоду. Но вот назвать его удобным в эксплуатации достаточно сложно, поскольку для качественной его работы необходимо будет постоянно менять настройки на блоке управления.

Температурные регуляторы и направление потоков воздуха с помощью тросов соединяются с конкретными заслонками в кондиционерном блоке. Кстати, на недорогих моделях автомобилей все еще встречается такой привод заслонки режима воздушной циркуляции. В некоторых случаях используется привод вакуумного типа, правда, он тоже является ручным.

У автомобильных кондиционеров встречается и электронная регулировка, подразумевающая управление рабочей скоростью вентилятора, активацией компрессора. Правда, контроль за производительностью системы осуществляется, опять-таки, вручную.

Если за «бортом» автомобиля установлен специальный термодатчик, устройство включаться не будет при снижении температуры до определенного показателя. Когда же элемент начинает работу, ее интенсивность зависит в первую очередь от скорости вращения вентилятора: чем она выше, тем сильнее будет охлаждаться воздух в салоне автомобиля. Не самой приятной особенностью обычного автомобильного кондиционера является сушка воздуха перед подачей в салон (независимо от того, о подогреве или охлаждении идет речь).

НА ЗАМЕТКУ. Если автомобильный кондиционер внезапно перестал вырабатывать достаточное количество охлажденного воздуха, это не значит, что пора спешно ехать в специализированный сервис. Обычно все дело в салонном фильтре, который попросту забился и перестал пропускать достаточно воздуха. Нужно лишь заменить его и проблема будет решена.

Читайте также:  Белая прихожая в маленький коридор

Особенности устройства и назначение климат-контроля

Климат-контроль можно сопоставить с обычным автомобильным кондиционером как более сложную автоматическую систему (последний можно представить в виде карбюратора, а первый – в виде инжектора). В отличие от обычного охлаждающего устройства, климат-контроль способен поддерживать оптимальную температуру воздуха в автомобильном салоне автоматически.

Климат-контроль представлен несколькими рабочими элементами:

Кстати, усовершенствованные варианты, встроенные в дорогих моделях автомобилей, регулируют температуру воздуха в салоне, учитывая даже степень его освещенности лучами солнца. Таким образом создается максимально комфортный режим. Кстати, если снаружи отрицательная температура, климат-контроль обеспечит не только оптимальную работу отопления, но и подключит к работе кондиционер во избежание запотевания стекол машины.

Говоря об особенностях устройства климат-контроля, нельзя не упомянуть электронную систему: все заслонки оснащены электроприводами, регулируемыми блоком управления. Благодаря специальным датчикам контролируется не только определенный температурный режим, но и заданная влажность (причем не только внутри салона, но и снаружи). Климат-контроль в некоторых моделях автомобилей способен даже регулировать уровень солнечной радиации, но назвать такую опцию полезной сложно.

Именно электронный блок управления, кстати, и является главной особенностью климат-контроля, поскольку дает ему возможность выполнять за водителя всю работу, связанную с настройкой подходящего температурного режима в салоне авто. Благодаря множеству датчиков система быстро анализирует данные о температуре, уровне влажности (внутри и снаружи), корректируя производительность кондиционера, скорость работы вентилятора и пр. При желании водитель может отключить автоматику и осуществлять управление вручную. А вот с обычным кондиционером такого не будет: есть только один вариант – орудовать переключателями вручную.

Чтобы оптимизировать работу климат-контроля, необходимо регулярно следить за состоянием радиатора: чистить его от пыли и накапливающихся бактерий. Для этого можно использовать специальный состав (так называемую «дымовую шашку»), применяемый обычно для очистки вентиляционной системы.

Сравнительная характеристика

Традиционно подводим итоги, детально оценивая оба рассмотренных устройства в сравнении друг с другом. Что лучше? Смотрим.

Автоматическая обработка данных о температуре в салоне и за его пределами, скорости автомобиля, его освещенности солнечными лучами и пр. Создание оптимального температурного режима, исходя из полученных данных

Подача в салон предварительно охлажденного либо нагретого воздуха после включения устройства вручную

Устройство работает сразу на несколько салонных зон (на водителя, пассажиров, сидящих сзади и пр.) с возможностью индивидуальной регулировки температуры

Устройство обеспечивает поток холодного или горячего воздуха только в переднюю часть салона

Ряд специальных датчиков, кондиционер, обогреватель, фильтр и блок управления (электронный)

Встроенный вентилятор, механический блок управления

Встроен автоматический блок управления (на центральной консоли)

На панели управления установлены специальные переключатели механического типа

Внешне отличить кондиционер от климат-контроля можно по наличию клавиши «auto» на блоке управления в салоне. Но что дает эта кнопка при эксплуатации машины?

Кондиционер в машине незаменим в знойную погоду. Вот только на его блоке управления приходится постоянно что-то настраивать. Другое дело — климат-контроль: выставил желаемую температуру, нажал кнопочку «auto» и забыл обо всех коррекциях. Это, конечно, в идеале. А на деле некоторые современные автомобили отличаются далеко не самым адекватным алгоритмом работы климат-контроля: то дует не туда, то электроника отказывается поддерживать выставленную температуру. Хотя это уже тема отдельного разговора. Мы же сосредоточимся на технических отличиях кондиционера от климат-контроля.

Читайте также:  Как сделать скетчбук из тетради

Кондиционер и климат-контроль различаются примерно так же, как карбюраторный и инжекторный моторы. Чтобы автоматически поддерживать заданные водителем параметры, структурную схему обычного кондиционера снабдили отдельным «мозгом», датчиками и приводами с электронным управлением.

В панель климат-контроля на центральной консоли встроен блок управления. Собирая данные с различных датчиков, с помощью исполнительных устройств он корректирует скорость вентилятора, положение заслонок (отвечают за температуру и направление потоков воздуха) и производительность компрессора кондиционера. В любой момент водитель может отключить автоматический режим работы системы и управлять ею вручную на свое усмотрение. В случае с обычным кондиционером электронной альтернативы нет, и человек должен сам орудовать переключателями на передней панели.

Руководство

В отличие от климат-контроля, на панели управления кондиционером, как правило, красуются механические переключатели. Регуляторы температуры и направления потоков воздуха соединены тросами с соответствующими заслонками в блоке печки/кондиционера. На некоторых бюджетных моделях машин до сих пор встречается подобный привод заслонки режима рециркуляции воздуха. Иногда применяется и вакуумный привод, но он также является «ручным» и не способен функционировать в автоматическом режиме.

Есть у кондиционера и электрические регулировки. Кроме кнопки активации компрессора, это еще и управление скоростью моторчика вентилятора (с помощью резистора), даже если переключатель на панели механический. Но в любом случае производительность системы корректируется только вручную. Также на многих машинах применен электрический привод заслонки рециркуляции (моторчик со скользящим контактом вместо троса). По конструкции он схож со своим собратом в климат-контроле, но лишен автоматического режима работы.

Под контролем

В случае с климат-контролем все заслонки имеют электрические приводы. Ими заведует блок управления. Привод заслонки рециркуляции имеет всего два фиксированных положения (отрыто или закрыто), а у заслонок, отвечающих за температуру и направление потоков воздуха, более продвинутый алгоритм работы (возможен любой угол открытия).

Скоростью моторчика вентилятора управляет уже не обычный резистор, а полупроводниковый транзистор. В ручном режиме управления он имеет несколько фиксированных ступеней. Их число зависит от конструкции поворотной шайбы на панели управления. А при включенном режиме «auto» скорость задает непосредственно блок управления с более широким набором промежуточных значений скорости.

По сравнению с кондиционером в систему климат-контроля включено несколько дополнительных датчиков. Основными являются сенсоры солнечного излучения и температуры воздуха в салоне. Благодаря их показаниям блок управления оперативно перенаправляет потоки воздуха и корректирует его температуру, чтобы поддерживать комфортные условия.

Также «мозги» климат-контроля ориентируются на другие показатели, например, температуру охлаждающей жидкости двигателя. Для этого иногда используется отдельный датчик в блоке печки, но чаще данные берутся с моторного сенсора. Эта информация помогает блоку управления правильно оценить тепловые ресурсы и грамотнее распорядиться ими.

Блок управления климат-контролем действительно можно сравнить с «мозгами» инжекторного мотора, учитывая количество всевозможных режимов коррекций, начиная от гибкого управления производительностью компрессора кондиционера, которая недоступна в ручном режиме, и заканчивая замысловатым алгоритмом работы заслонок и моторчика вентилятора. А все ради того, чтобы оперативно подстраиваться под текущие условия и не отвлекать водителя от управления автомобилем. Во время прогрева электроника климат-контроля сама прикроет заслонку рециркуляции, чтобы зимой ограничить поток холодного воздуха извне в салон, сразу после пуска мотора, а летом — горячего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector