Чем смазывают механические часы

Чем смазывают механические часы

ТЕХНОЛОГИЯ СМАЗКИ ЧАСОВ

Для смазки часов употребляют в основном чистые костяные масла разных сортов. Преимущество костяных масел заключается в том, что они сравнительно хорошо держатся в смазываемых местах.

Все крупные детали часов (заводная пружина, заводной вал, заводные колеса, штифты боя и т. д.) необходимо смазывать более густым маслом, так как иначе часть масла с трущихся поверхностей стекает. Более мелкие детали (цапфы оси баланса, палеты, зубья цилиндрических колес и т. д.) смазывают жидкими маслами, так как: густые масла ухудшают работу этих деталей из-за прилипания их друг к другу.
Лишнее масло, например, в заводном трибе (полубочонке) и в кулачковой муфте (бочонке) во время завода часов будет разбрызгиваться по всему механизму и загрязнять его. Смазывая цапфы осей всех колес, нужно использовать такое количество масла, чтобы оно не выходило за пределы пятки цапф.

Излишки масла надо снять чуркой, или очистить деталь и смазать заново.

Цапфы анкерной вилки смазывать чрезвычайно неудобно, и поэтому требуется большая аккуратность и специально приспособленная маслодозировка.

Для ввода масла в часы необходимо иметь несколько масло-дозировок разных размеров, которые может изготовить сам ма-

стер, но так, чтобы конец маслодозировки не имел форму тупой лопатки. Лучший материал для нее — нержавеющая сталь, или стекло. Маслодозировку вставляют в граненую деревянную ручку.

Перед смазкой маслодозировку надо очистить чистой щеткой от случайно приставших к ней пылинок.

Рис. 213. Масленки и маслодозировки

Для хранения масла и маслодозировок рекомендуется иметь масленку (рис. 213), представляющую собой деревянную подставку с чашками (из силикатного или небьющегося стекла), имеющими крышки. Такие масленки предохраняют масло от загрязнения, а также и маслодозировки от повреждений инструментами, соприкасавшимися с ними.

Смазывать камни для цапф осей баланса карманных и наручных часов следует только после того, когда все детали тщательно установлены, и баланс не придется вновь снимать для тех или других поправок в механизхме. Снимать баланс после того, как его

смазали, нельзя, так как к маслу, оставшемуся на цапфах, прилипнет пыль. Камни, смазанные маслом, также подвержены быстрому загрязнению; с цапфы баланса масло может попасть на колодку спирали, а затем и на спираль. Если мастер вынужден снять баланс, его следует сразу положить на чистую папиросную бумагу и закрыть чистым колпаком. Класть баланс нужно мостом вниз, и цапфа обязательно должна находиться в отверстии камня моста. Если баланс не будет быстро установлен на свое место, необходимо чуркой очистить отверстия камней от масла. Вращать чурку в отверстиях камней нужно до тех пор, цока они не станут сухими; цапфы протереть натянутой на пальцах папиросной бумагой.

Доза масла для вторичной смазки должна быть меньшей, чем для первого раза.

У палет смазывают только импульсную плоскость. Для хорошего хода часового механизма смазка палет имеет исключительное значение.

Для смазки наручных часов малого калибра доза масла должна быть очень мала. Для таких часов рекомендуется иметь специальную маслодозировку, очень тонкую. Большая доза масла приводит к тому, что детали прилипают друг к другу. Для смазки нельзя употреблять старое сгустившееся масло.

Чрезмерная смазка пружины вредна, так как вытекающее через щели крышки барабана масло будет загрязнять механизм. По этой же причине нельзя смазывать пружину через боковой вырез в крышке барабана. Смазывать пружину нужно начинать с конца ближайшего к валу барабана, а затем всю остальную часть.

Цапфы вала барабана нужно смазывать до установки в барабан. Детали под циферблатом смазывают маслом перед установкой циферблата.

Самое лучшее по качеству масло может сохраняться в механизме максимум до трех лет, так как масло постепенно изменяет свои свойства и вместо пользы приносит вред механизму, превращаясь в липкую массу или грязь. От этого ухудшается работа механизма и, если его во-время не почистить, то сильно изнашивается рабочая часть цапф, главным образом у триба промежуточного и центрального колес, где давление пружины особенно велико.

Хорошо удерживается масло в часовых подшипниках (футерах, камнях), имеющих масленку сферической формы. Чем выше качество обработки поверхности цапфы, тем медленнее процесс окисления смазки. Масло должно заполнять масленку камня от 0,5 да

Читайте также:  Ремонт электроинструмента как бизнес

0,7 ее объема. Заполнение масленки сверх нормы приводит к растеканию масла и загрязнению механизма. Сквозные камни баланса и вилки смазывают еще меньшими дозами. Масленку камня в этих случаях заполняют только на 0,25 + 0,35 объема. Излишки масла, которые могут получиться при недостаточно аккуратной и точной дозировке, необходимо удалить папиросной бумагой.

Крупные часы (настенные, будильники и другие) смазывают так же, как и наручные.

В будильниках обязательно должны быть смазаны рабочие места штифтов якоря и оба рожка вилки в месте, где проходит импульсный штифт.

В настенных часах нужно обязательно смазывать подъемные штифты молотка и рычаг подъема.

Маслодозировки типа отвертки, имеют тот недостаток, что для каждой точки смазки нужно опускать дозировку в резервуар для масла. В последнее время широко применяют автоматические дозировки с собственным резервуаром (рис. 214), внешний вид которых напоминает авторучку. Верхняя часть такой маслодозировки, выполненная из пластмассы, представляет собою резервуар для масла. Резервуар оканчивается тонкой трубкой, в которой ходит стальная игла (поршень); при нажиме на специальную кнопку поршень подает определенную дозу масла.

Когда часы выходят из строя – это проблема, которую нужно немедленно решать. В этом может помочь специальная жидкость.

Для чего нужно масло?

Нанесение специальной смазки на часовой механизм необходимо для предотвращения или снижения трения, износа поверхностей, а также для защиты устройства от коррозии.

Масло для смазки часового механизма должно соответствовать своему назначению и растекаться по всем деталям равномерно. Для этого еще на этапе производства его проверяют на смазочную способность. То есть часовое масло тестируется в режиме жидкого трения. И если оно обладает необходимой смазочной способностью (свойством противостоять нормальному давлению и не разрываться), то только тогда его используют для ремонта механизмов.

Как правило, маслянистость напрямую зависит от состава. Например, костяные обладают лучшей смазочной способностью, чем минеральные жидкости.

Основные виды масел отечественного производства

Чтобы смазать часовой механизм или аналогичный прибор, применяется специальная продукция. Например, для устройств, которые работают в обыкновенных условиях, можно применять масла, наподобие МЦ-3, МПБ-12, МЧМ-5 либо МЗП-6. Если же механизм часто находится на открытом пространстве и при низких температурах, тогда рекомендуется использовать часовое масло МН-60 или аналогичные виды этой марки. К примеру, МН-45 и МН-30.

В устройствах, предназначенных для работы в государствах с тропическим климатом, обычно применяют часовые масла типа МЧТ и МПТ. В такой продукции присутствуют антисептические добавки, которые не дают развиваться бактериям и другим грибковым организмам. К подобным часовым маслам относятся МПТ-3 и МЧТ-3. Помимо всего прочего, такая продукция еще на этапе производства проходит различные испытания. Это помогает увеличить влагоустойчивость и химическую стабильность.

Масло отечественного производства для микроузлов

Кроме того, стоит упомянуть о РС-1. Это низкоплавкое, мягкое часовое масло с желтым или светло-коричневым оттенком, предназначенное для общего использования. Но подобную смазку редко применяют для всего механизма, так как она имеет низкий предел прочности и удерживается на узлах только за счет капиллярной силы. Тем не менее подобное часовое масло имеет некоторые преимущества перед другими видами аналогичной продукции. Например, оно более морозостойкое и неплохо держится в устройстве даже при температуре более 100 °C. Именно поэтому подобную смазку лучше всего наносить только на микроузлы, а не полностью на весь механизм часов.

Масла заграничного производства

Существует множество смазок от иностранного производителя, но самым популярным является Moebius. Это масло для часовых механизмов швейцарского производства, которое отличается высочайшим качеством и устойчивостью к перепадам температуры. То есть, по сути, его можно использовать в любых условиях, независимо от климата и места жительства.

Из основной продукции этого производителя можно выделить:

  • Часовые масла Moebius 8000 – натуральная продукция, которая предназначена для нанесения на главные части устройства. Кроме того, его нередко используют для смазки переводных механизмов и пружин будильников. Основной особенностью такого масла является то, что оно не растекается при нанесении. Проще говоря, такая смазка имеет достаточную жесткость.
  • Moebius Synt-A-Lube 9010. Это синтетическое масло, обладающее высокой устойчивостью к перепадам температуры (от +70 °C до -29 °C) и степенью вязкости. Как правило, Moebius Synt-A-Lube предназначается для камней, спусковых механизмов, подшипников и балансов среднегабаритных и больших устройств. К примеру, им смазывают старинные настенные, напольные или настенные часы. Еще оно пользуется популярностью среди мастеров, которые занимаются ремонтом счетчиков и различных механических измерительных приборов.
  • MOEBIUS D5 – универсальное масло для минимизации трения и значительной нагрузки на часовой механизм. Предназначается для малоподвижных частей малых и средних по размеру устройств, а также для смазки камней паллет и зубчатых колес.
Читайте также:  Бордюрная лента для обоев леруа

Рекомендации по нанесению масла

Как и было сказано ранее, от правильной смазки во многом будет зависеть точность хода часов. Поэтому важно соблюдать некоторые правила. Например, смазку нужно наносить только при помощи специальных приборов, масленок, которые снижают шансы на бесполезный расход жидкости. А перед тем как приступать к ремонту часового механизма, его нужно тщательно очистить от пыли.

Нанесение масла выполняется по узлам: начиная с основного механизма и заканчивая камнями баланса.

Порядок смазки

Нанесение масла осуществляется поэтапно:

  1. Смазка основного механизма. Масло подается на пружину, затем на места взаимодействия с барабаном и между колесиками. Для этого рекомендуется использовать МЦ-3 или аналог.
  2. Смазка колесной системы. Для работы с ручными или карманными часами обычно используют МЗП-6 и МЧМ-5. Масло наносится на восемь точек колесной системы (четыре цапфы сверху и четыре снизу).
  3. Смазка ремонтуара. Как правило, такие приспособления чаще всего используются в карманных часах для того, чтобы их завести без ключа. Для работы с ним можно воспользоваться маслами МЦ-3 или РС-1. Но нужно учитывать, что РС-1 применяется не для всего механизма, а лишь для его части. Например, таким маслом можно смазать переводной рычаг (небольшой выступ в приспособлении). МЦ-3 же больше всего подходит для шестеренок, заводного вала и цапфы.
  4. Смазка стрелочного механизма и системы спуска. Для этой процедуры используется МЗП-6 и МБП-12. Таким маслом смазывают вексельное и центральное колесо или же его верхнюю часть, а также систему спуска. При этом стоит помнить, что МБП-12 не нужно наносить на цапфы анкерной вилки, ведь тогда часы остановятся и их придется ремонтировать.
  5. Смазка камней баланса. В этом процессе используется масло МБП-12 или аналогичная жидкость. При этом важно наносить смазку еще до начала процедуры сборки на чистые камни без грязевого налета.

И главное, при выполнении всех вышеперечисленных операций стоит тщательно следить за количеством масла. Слишком много нанесенной смазки может повредить ход часов и их придется ремонтировать. Рекомендованное количество жидкости в масленках – 1/3 высоты прибора.

Как почистить и смазать электромеханические часы, будильник?

Всем ретроградам Советского Союза посвящается этот рассказ! Или, как почистить и смазать механические часы или будильник.

Самые интересные ролики на Youtube

Пролог

Я страсть как не люблю покупать новые вещи, особенно, когда приходится выбирать между китайским и турецким ширпотребом самого низкого качества. Может быть поэтому, моя семья до сих пор пользуется механическими и электромеханическими часами советского производства.

На протяжении всего строка эксплуатации этих часов, я их несколько раз чистил и смазывал. Но, с каждым разом результат был всё хуже и хуже.

Часы я смазывал маслами МЦ-3 и МБП-12, которыми разжился, ещё когда работал на производстве.

Масло МЦ-3 применяется для смазки цапф крупных шестерён, а масло МБП-12 для самых нежных частей часового механизма – опор баланса и анкерного механизма, а так же палет и импульсного камня последнего.

Беда в том, что через пятнадцать-двадцать лет хранения, часовые масла настолько меняют свои свойства, что смазанные ими часы, либо еле-еле дышат, либо вообще не запускаются. Именно эта участь постигла мои масла образца 1973 года. Дело дошло до того, что продолжали ходить только одни часы.

Я, кончено, подстраховался и с помощью хороших друзей достал немного свежего масла (на картинке справа), как мне сказали, близкого по свойствам МБП-12. Покупать за бугром целый пузырь за 100$, не считая почтовых расходов, как то не хотелось.

Читайте также:  Монтаж профиля под утеплитель

Ну, а так как вчера остановились последние часы, то сегодня я решил проверить работоспособность этого масла.

Цапфы баланса, смазанные поверх старой смазки, позволили раскрутить маятник на всю катушку с полпинка. Ура! Теперь можно смело чистить и смазывать все часы.

Чистка и смазка часового механизма

Разверните видео на весь экран, чтобы увидеть в HD качестве.

Для замены смазки в часовом механизме, его нужно разобрать и промыть в бензине. Можно, конечно, и целиком разобрать, но можно и частично. Для промывки сгодится бензин марки Б70 (Калоша) или бензин для зажигалок.

При разборке будильников и других крупных часов никакого специального инструмента не требуется. Подойдёт инструмент, который используется для ремонта мелкой электронной техники.

Хорошо, если есть набор часовых отверток. Самую маленькую из них можно использовать в качестве дозатора для заливки масла в камни.

Чтобы наверняка удалить из камней остатки старого масла, не помешает пройтись по их внутренней поверхности остро отточенной зубочисткой.

При дозировании масла, нужно проследить, чтобы оно не «набегало» на цапфы баланса.

Таким способом, за пару часов мне удалось запустить три будильника, а также кухонные часы и таймер. Теперь вся квартира снова тикает.

Вот только, каждая такая профилактика навевает грустные мысли, когда задумываешься о том, что это ещё один шаг в небытие. Ведь, после каждой чистки и смазки, часы могут проработать 10-15 лет.

Дополнительные материалы

Комментарии (46)

Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все

Валентина, я не мастер, я любитель. Последний раз разбирал часы с ноготок лет 30 назад.

Но даже я могу с уверенностью заявить, что к сожалению, вас обманули. Дело в том, что у часовых мастеров есть специальный прибор, позволяющий определить мгновенное отклонения хода часов. Даже в далёком прошлом такие приборы существовали, например — «ППЧ-7м». С его помощью можно откалибровать ход часов за считанные минуты. Точно так же он позволяет определить суточное отклонение, просто спустив часть завода пружины.

Отставание часов может быть связано со слишком большой амплитудой колебаний баланса (маятника). Если отставания часов постоянно в течении суток, в нашем случае примерно по минуте каждый час, то часы нужно просто отрегулировать с помощью градусника. Там есть такой рычажок, который меняет свободную длину волоска. Если механизм перебирали, и например, заменили баланс или волосок, то возможно градусник уже в крайнем положении и потребуется более серьёзная регулировка.

Что касается продолжительности хода на одном заводе, то она зависит от свойств пружины и лёгкости спуска. Если цапфы и камни изношены или масло имеет слишком большую вязкость, то время хода может уменьшится. Пружина тоже может потерять упругость.

Вообще, в золотых часах самое дорогое это не механизм, а корпус. Механизм можно вообще заменить целиком, например, на механизм от недорогих кварцевых часов, подходящего диаметра. Точность хода будет ещё выше, да и заводить не потребуется. Раз в пять лет нужно будет только менять батарейку.

Вам кстати золотое заводное колёсике не латунное не поменяли? Некоторые маЙстера и этим промышляют.

У меня Швейцарские часы нужно их почистить и смазать. Ходила в местную часовую мастерскую проконсутироваться сказали часы дорогие механизм дорогой обойдётся это всё в 8.500р Но как-то боязно вдруг испортят. Как быть?

Выбор то невелик — либо самому делать, либо доверить кому-либо. Чтобы выбрать мастера, врача и т.д., нужно просто уметь разбираться в людях. Тут советом не поможешь. Это приходит постепенно, путём проб и ошибок. В любой профессии не более 3% мастеров, остальные подмастерья.

Как почистить настенные часы с маятником, не разбирая, и чем.

Без разборки нельзя удалить старую смазку, поэтому никак.

Т.е., обязательно часы нести в мастерскую. И сколько это примерно будет стоить.

Понятия не имею. Я ни разу в жизни в часовые мастерские не обращался.

Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector