Фото с одним источником света

Фото с одним источником света

Сразу же стоит сказать, что КПД это схемы — самый высокий среди всех других схем. С помощью одного источника можно получить, пожалуй, самые художественно выразительные портреты. Конечно, такие схемы не универсальны и не покрывают весь спектр потребностей фотографа в студии, например, им достаточно трудно управлять при съемке групповых композиций или особенностей некоторых портретируемых людей. Однако при всей своей экономичности и достаточно простой управляемости при съемке одной модели, схема с одним источником освещения остается одной из самых популярных и востребованных. Для начала давайте посмотрим, как можно располагать источник относительно модели.

Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:

Фронтальное и передне-диагональное освещение ( рисующий свет слева)

Боковое освещение ( рисующий свет слева) и задне-диагональное освещение ( моделирующий свет)

Контровое освещение ( контровой свет)

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко — тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.
Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.

Верхний свет и нижний свет

Теперь давайте на конкретных примерах посмотрим, как работает схема с одним источником освещения. Немалую роль здесь играют насадки и отражатели. Используя рефлектор, стрип или тарелку ( и соты к ним), софтбоксы, отражатели, экраны ( непрозрачные поверхности) , мы может добиться большого разнообразия светотеневого рисунка.

Для этой фотографии был использован один источник света — портретная тарелка с сотами. Располагается источник над моделью сверху с помощью журавля или подвесной системы крепления, чтобы не мешали стойки. Тарелка направлена вниз под углом около 60 градусов. Моноблок с насадкой расположен в полуметре от лица модели. Обратите внимание, что свет на лице модели и световое пятно на фоне — от одного источника, поэтому стоит поиграть и сделать несколько дублей, что бы найти свой светотеневой рисунок.

Конечно, все световые схемы с одним источником освещения, дающие различные нюансы при создании фотопортрета, мы рассмотреть не можем. Да, если честно, это и незачем, — слишком разные варианты имеющегося оборудования у фотостудий, в которых вы будете снимать; их площадь и высота потолков; физиогномических особенностей моделей и другие аспекты. Но один секрет рассматриваемой сегодня схемы мы все же раскроем: один источник освещения идеален для съемке портрета мужчины в возрасте. Именно резкий боковой свет особенно выгодно подчеркивает лепку мужского лица, морщины и его брутальность…

… но это не значит, с его помощью нельзя передать и фактуру женской кожи.

Практическое большинство представительниц прекрасного пола, даже если не готовы в этом признаться самим себе, желает, чтобы их фотографии были красивыми.

Криста Меола (Christa Meola), фотограф из Нью-Йорка, считает, что каждая женщина прекрасна в своей индивидуальности. С этим трудно не согласиться. Создавать эффектные снимки, подчеркивая уникальные достоинства моделей – это задача, которую должен ставить перед собой каждый портретист, и инструментов для работы, на самом деле, требуется не так много.

Криста Меола – автор, признанный на международном уровне, задействована в профессии с шести лет. Она помногу работает с женщинами-моделями на открытом воздухе, используя в качестве средства освещения только солнце, и утверждает, что можно создавать замечательные снимки с единственным источником.

Немного попрактиковавшись, любой энтузиаст научится «конструировать» схемы освещения, которые подчеркнут достоинства модели и не будут трудны для самого фотографа. Особенно полезны советы Меолы для «откровенного» жанра, где каждая женщина хочет выглядеть притягательно и соблазнительно.

Смешивайте техники и создавайте свои собственные

Ниже будут описаны способы, которые чаще всего использует Криста, однако она не рекомендует слепо им следовать. Их лучше расценивать, как источник вдохновения для собственных экспериментов. «Внутри» каждого совета можно отыскать множество альтернативных решений – изменяйте высоту, угол, под которым падает свет, расстояние от камеры до модели. Если добавить к инструментам очевидные приемы – смена фона, настроек камеры, гардероба девушки – возможности для творчества станут безграничными.

Также от советов можно «отталкиваться», добавляя к выстроенной схеме, например, заполняющий свет. В большинстве случаев Криста работает на минимальных мощностях своих вспышек. Увеличение мощности вспышки приводит к эффекту, сопоставимому с постоянным светом, а это уже «совершенно другая история».

Придумайте легенду, которую будет рассказывать ваша схема света

Продумывая установку источников, фотографу следует держать в голове вопросы, на которые должна отвечать схема света. На чем будет сфокусировано внимание зрителей – выражение лица, изгибы тела, одежда или поза? Какое освещение сможет четче выделить нужную деталь? И самое главное – будет ли оно улучшать то, что важно для данного фото, сможет ли подчеркнуть преимущества модели? Если помнить об этих аспектах, можно использовать приведенные ниже схемы света на все их 100%.

1. Подсветка сзади – великолепный инструмент

Съемка объектов на фоне источника, студийного или естественного (окна в яркий солнечный день, например), – чрезвычайно простой и эффективный способ создания поразительных образов. Он подходит для женщин с любым телосложением, «наполняет внутренним светом», добавляет впечатление радости и веселья.

При работе в помещении с единственным естественным источником логично поставить модель перед окном, а затем скорректировать сцену в зависимости от обстоятельств. Если нужен сдержанный, скромный образ, можно добавить в кадр прозрачную ткань или занавеску – получится стильно и загадочно.

Один или два больших отражателя необходимы в качестве источников заполняющего света, для прорисовки деталей, но вполне допустимо отказаться от них, если фотограф сосредоточен на контуре фигуры, а не на лице модели.

Читайте также:  Как подготовить морковь для хранения на зиму

Фото 1: задний фон пересвечен и дает блики, чтобы живот, бедра, руки и все изгибы фигуры девушки выглядели изящнее (объектив 50 мм, ISO 100, F/2.2, 50 с)

Также можно экспериментировать с отражателями, если в комнате довольно темно – тогда свет можно направить точно на ту часть тела, которую хотелось бы подчеркнуть.

В зависимости от готовности модели демонстрировать фигуру, можно корректировать, что именно будет видно (и не видно) на снимке. Предложите несколько вариантов – вплоть до едва различимого силуэта. Переэкспонирование можно использовать, чтобы убрать непривлекательный фон, сгладить очертания тела. Меняя параметры экспозиции на фотоаппарате, мы контролируем, насколько различимым будет тело модели

Фото 2: Закадровый снимок демонстрирует, как фотограф использует два отражателя и насколько близко они расположены относительно модели

Оборудование: два белых отражателя (110х180 и 110х110 см), стандартная студийная стойка, типа Falcon Eyes ST-086/W-806

2. Низкоконтрастное освещение – для фото знойной женщины

Чтобы получить чувственный, утонченный снимок, можно воспользоваться эффектом, который дают низкая контрастность и малая освещенность. Так можно сделать фигуру соблазнительной, подчеркнуть отдельные части тела (живот, талию).

Для фото был использован один моноблок со среднего размера софтбоксом над головой и большой белый отражатель на расстоянии около метра от модели. Они мягко и равномерно распределяют свет по всему телу.

Установите выдержку на пару ступеней меньше, чем нужно, и вы получите чувственный и мистический снимок. Нужно следить, чтобы модель не оказалась прямо под источником – тогда освещение будет слишком сильным и сконцентрируется на голове, а не на фигуре.

На фото 3 видно, что вне зависимости стоит модель или сидит, очень важно, насколько освещены ее ноги – к примеру, чуть согнув их, можно совершенно изменить настроение снимка и подчеркнуть переднюю поверхность бедра (объектив 50 мм, ISO 200, F/2.1, 60 с).

На фото 4 видно, насколько близко инструменты расположены к модели

Схема света к фото 4. Регулируя близость источника (передвигая объект чуть дальше/ближе) можно скрывать или освещать тело модели.

3. Простое освещение – для эффекта утонченных черт лица

Короткое освещение и противоположная ему широкая техника – отличные методы, чтобы улучшить лицо или тело, они визуально делают объект уже или шире. Короткое освещение – техника, при которой основной свет направлен на наиболее удаленные от камеры детали сцены, так, что большая часть ее остается в тени. Это дает возможность делать объект (фигуру или черты лица) стройнее и изящнее.

Широкое освещение наоборот предполагает, что на ярком свету находится большая часть тела.

Фото 5. Классическое короткое освещение: лицо становится уже, изгибы тела – привлекательнее (объектив 85 мм, ISO 400, F/2, 80 с).

Использован черный тканевый фон и бытовой вентилятор.

Схема света для фото 5. Можно изменять расстояние до источника света (например, окна), в зависимости от мощности освещения

4. Схема света для портретов в полный рост

Размещая основной источник света выше уровня глаз модели, под углом вниз и в сторону от нее (хорошо видно на фото 7), можно создавать мягкие, приятные тени под подбородком.

Для будуарной съемки и портретов в полный рост можно использовать большой октобокс.

Если под источником поставить вентилятор, он придаст динамику снимку, «заставит» шевелиться волосы и одежду. Октобокс дает нежнейший, красивый свет. Чтобы тень от модели была мягкой и рассеянной, отодвиньте девушку на метр от фона.

Схема света для фото 7: простая схема освещения, где октобокс расположен чуть выше глаз модели

5. Боковое освещение – драматический эффект и изменение изгибов тела

Этот прием хорошо использовать для того, чтобы найти выгодный ракурс, красивый силуэт – где надо подчеркнуть, а где надо замаскировать недостатки фигуры модели. Источник света размещается сбоку объекта, чуть впереди или позади него.

Здесь новичка подстерегают несколько распространенных ошибок. Нельзя забывать о том, как свет падает на лицо модели – не опускайте источник ниже уровня глаз, иначе вы получите «эффект фильма ужасов». Если используете отражатель, нужно следить, чтобы ассистент не опускал его. В противном случае заполняющий свет будет ниже уровня глаз модели.

Также не рекомендуется освещать сцену слишком резко – оставьте мягкие и приятные тени, они создают интригу и глубину, сделают изгибы фигуры эффектными. Некоторые фотографы так поглощены выставлением света, что забывают о самой модели – а ведь она должна быть в приоритете.

При использовании данной схемы очень важна практика, так как надо следить и учитывать сразу много параметров.

6. Освещение «секси-нуар»

Глубокие тени, драматизм стиля нуар можно и нужно использовать в откровенной фотографии. Этот интригующий стиль нравится женщинам, которые хотят воссоздать на снимке дух определенной эпохи, любят сильные контрасты света и тени, игру темных и светлых оттенков.

Если освещать модель и затемнять фон, можно аккуратно подчеркнуть тон кожи.

Хотя существует множество способов, чтобы создать подобное освещение с другим оборудованием, следует заметить, что установка с одним источником света вызывает интерес. Мы использовали тот же механизм одного источника света, что и ранее. Применялся софтбокс с правой стороны от модели, наклоненный под углом 45 градусов. Для того чтобы сузить свет, поставили два флага.

Оборудование: вспышка Elinchrom BXRi 500W, стандартная стойка, софтбокс Elinchrom Rotalux 66×66 см, серый бумажный фотофон

7. Универсальное освещение «ракушка»

Освещение «ракушка» (у него есть и другие названия) популярно в бьюти-съемке крупным планом. Его достаточно просто создать с одним источником света и оно практически беспроигрышно.

Читайте также:  Отключилась клава на ноуте

Основной источник поднимают выше модели и направляют под 45-градусным углом вниз. Чтобы организовать заполняющий свет, нужно взять серебристый отражатель и разместить его ниже лица модели, чтобы подсветить тени от софтбокса.

Фото 9. Используется отражатель, лежащий на коленях (объектив 50 мм, ISO 200, F/2,1 60 c)

Оборудование: вспышка Elinchrom BXRi 500W, стенд Multiboom, софтбокс Elinchrom Rotalux, серый студийный фон.

Такая техника не вызывает затруднений даже у новичков, хорошо подходит для съемки женщин всех возрастов, помогает убрать тени и мешки под глазами. Можно использовать зонтики или даже естественный свет. Тени остаются светлыми и мягкими, модель будто бы наполнена внутренним сиянием. Только следите за моделью, чтобы она не наклонялась вперед. Это довольно распространенная ошибка в этой схеме, которая приводит к нелестным результатам.

8. Соблазнительный и выгодно подчеркивающий фигуру «размывающий» свет

Я люблю таинственный свет, когда формы исчезают, сливаясь с фоном. Это позволяет скрывать формы моделей практически любых размеров. Вспомните, как исчезает и растворяется в воздухе след от реактивного самолета или как нежно истончаются к краям перья птиц. Также можно оформить переход от границ тела к фону.

Расположите источник с софтбоксом под углом 45 градусов к модели и отверните его дальше от нее. Так он будет зафиксирован на очертаниях тела, смягчая их. Также, вероятно, понадобятся флаги между источником и фоном, особенно если софтбокс большой.

Фото 11. Свет мягкий и постепенно уходит в тень (объектив 50 мм, ISO 200, F/2,1 60 с)

Оборудование: вспышка Elinchrom BXRi 500W, студийная стандартная стойка, черный муслиновый фон, в качестве флага – черный отражатель 120х180 см.

Схема света для фото 11. Софтбокс направлен не на модель и приглушен черным флагом.

Теперь вы вооружены невероятными знаниями, как с помощью одного источника света в условиях студийной съемки сделать множество разнообразных женских портретов прекрасного качества.

Видеоканал Фотогора

Освещение для портретной съемки, часто воспринимается как нечто сложное и подвластное только профессионалам, но так ли это? Конечно, с точки зрения технических аспектов, нужно много изучить, прежде чем вы сможете по-настоящему освоить портретное студийное освещение. Также существует множество методик, в которых используются многочисленные источники света настроенных на различную мощность с различными светомодификаторами.

Но нужны ли они? Если вы хотите изучить все аспекты освещения на все 100%, то ответ — да. Тем не менее, если вы новичок, то слишком легко увязнуть в этих сложностях. Ведь на самом деле вы можете сделать хорошую фотографическую карьеру, не касаясь этих методик и связанных с ними сложностей.

Один источник света.

Имея всего один источник света и отражатель, у вас есть достаточно творческих возможностей в плане освещения, чтобы вы могли сделать хорошее и разнообразное портфолио. Технически отражатель — это второй источник света, главное им правильно пользоваться.

Возможно, как только вы освоите основы освещения, вам захочется погружаться все глубже и глубже, пока вы не доберетесь до сверхсложных световых схем. Одна простая световая схема может дать вам как драматические фотографии в темном ключе, так и яркие портретные снимки с в светлом ключе с большим количеством деталей.

Что вы должны знать

В этой статье будут рассмотрены примеры съемки в студии, где выключается весь окружающий свет, и таким образом, наш один источник света и отражатель являются единственными вещами, освещающими модель.

Рисующий (ключевой) свет — основной источник света. В нашем случае это вспышка. Это также может быть любой другой тип освещения, такой как свет от окна или уличный свет. Это основной свет, которым вы будете формировать светотеневой рисунок на вашем объекте съемки.

Заполняющий свет — в нашем случае это работа отражателя. При расположении напротив основного источника света отражатель отбрасывает свет обратно на объект и заполняет тени. Это помогает уменьшить контраст, а также приводит к более красивым портретным кадрам. Заполняющий свет можно организовать при помощи второго источника света, но мы как договорились работаем с отражателем.

Отражатель

Во всех этих примерах (кроме одного, который аннотирован), использовался большой, дешевый отражатель 5 в 1. Вы можете купить подобный практически в любом месте, где продается фототехника или просто заказать на aliexpress, как правило цена такого от 700 руб (

$10). Конечно, есть дорогие версии, но по моему опыту, они не стоят дополнительных денег. Возьмите дешевый отражатель диаметром 80 или 100 см.

Если вы не хотите покупать отражатель, то его довольно легко сделать. Белый пенопласт, картон, окрашенный в белый цвет, или фольгированая изоляция — все это легко превращается в отражатели.

Модификаторы света

Поскольку в этом уроке по фотографии мы обсуждаем портретную съемку, то мы будем использовать светомодификаторы, которые дают свет разных характеристик.

Пример 1

Съемка этого кадра была предельно простой. Объект съемки был размещен около метра от фона. Источником света был полуторометровый октабокс, который был расположен под углом в 45 градусов к модели. Расстояние от источника света определяли, наблюдая за тем, как рисующий свет падал на объект, и где в ее глазах были светящиеся блики. Опытным путем определили, что свет хорошо ложится, когда октабокс расположен на расстоянии 1,5 метра.

Поскольку октабокс является довольно большим светомодификатором, было бы возможно отказаться от использования отражателя. Мягкий свет, создаваемый большим модификатором, будет приятно обволакивать модель. Это также означает, что объект может поворачиваться и смотреть в любом направлении.

Несмотря на это, я все же решил добавить отражатель, чтобы осветить теневую сторону. Он был расположен максимально близко к объекту, но так, чтобы не влезал в кадр.

Читайте также:  Клей для керамогранита для теплого пола

Пример 2

Как и в первом примере, эта фотография была сделана с источником света под углом 45 градусов к объекту. На этот раз модификатор представлял собой софтбокс среднего размера 60х90 см.

Чтобы получить максимально мягкий свет, софтбокс поместили как можно ближе к модели, он даже влез в кадр, потом пришлось ретушировать и убирать его из угла кадра.

На этот раз отражатель был немного повернут от источника света. Я сделал так потому, что не хотел, чтобы вся площадь поверхности отражателя работала и заполняла все тени, я хотел сохранить некоторое драматическое освещение.

Пример 3

На этом снимке источник света по-прежнему под углом 45 градусов, здесь изменился только модификатор.

Софтбокс был заменен на портретную тарелку, чтобы увеличить контраст и добавить драму. Отражатель был слегка повернут, чтобы он максимально воздействовал на теневую сторону.

Пример 4

Чтобы получить по-настоящему контрастное освещением, которое возможно с одним источником света, в этом примере я использовал портретную тарелку с сотовой насадкой. Источник света опять же установлен под углом 45 градусов. Благодаря такой асадке свет падает более направлено и резко по сравнению с большими софтбоксами. Кстати если вам не знакомы светомодификаторы и какой светотеневой рисунок дает каждый, то вам нужно ознакомиться с курсом: “Домашняя мобильная фотостудия для новичка”. В курсе подробно рассказано про все светомодификаторы, как и где их недорого купить, и как получать при помощи них профессиональные фото журнального качества.

Был добавлен серебряный отражатель, чтобы заполнить тени и обеспечить отделение модели от фона.

Пример 5

В этой статье я писал, что вы вполне можете обойтись без использования золотой стороны отражателя 5 в 1. Вместо золотой стороны обычного отражателя 5 в 1 я использовал отражатель Westcott Omega, на котором золотая сторона не гораздо бледнее и дает менее навязчивый, легкий золотой отблеск, что делает его намного более привлекательным для портретов.

Основным светом на этой фотографии был полуторометровый октобокс с сотовой насадкой. Кроме октабокса были другие источники света, обратите внимание на окна, которые расположены слева от точки съемки. Свет из окна использовался как заполняющий. Золотой отражатель был установлен справа.

Добавляя единственный источник света к окружающему освещению, вы получаете невероятное количество возможностей по освещению.

Пример 6

Этот снимок был создан точно так же, как и предыдущий, с тем же октабоксом и тем же золотым отражателем. Однако на этот раз мощность вспышки была увеличена, чтобы подавить окружающий свет из окон. Отражатель был также расположен немного сзади объекта, чтобы проявить детали в ее волосах.

Пример 7

Одна из техник, которая мне действительно нравится — это поместить источник света прямо перед моделью и как можно ближе к ней. С помощью одного источника света это может создать прекрасные, драматические образы. Этот кадр был сделан с большой портретной тарелкой.

Белый отражатель был расположен под углом в ноль градусов и лежал на коленях модели. В данном случае отражатель заполнял тени на шее и подбородке. Часто для такой цели используют 2 источника света, мы же обошлись всего одним.

Я мог бы продолжать дальше и дальше. Суть в том, чтобы напомнить вам, что вы никогда не должны забывать о силе простоты, когда речь идет о технике освещения.

Несомненно, схемы с шестью источниками света, тремя отражателями, девятью флагами, собакой вашего соседа великолепны, и вы должны обязательно попробовать и их. Но помните, что сила в простоте.

Советы

Вот несколько советов и приемов, которые помогут вам максимально эффективно использовать один источник света:

Устанавливайте источник света ближе. Кроме того, чем больше источник света, вернее, чем больше площадь излучения светомодификатора, тем мягче свет. Чем мягче свет, тем более красиво будет освещен объект съемки.

Не нужно просто устанавливать отражатель, потому что я вам это сказал. Посмотрите, что он делает. Используйте моделирующий свет и научитесь видеть тонкие различия, которые создает отражатель. Сначала это сложно, но с практикой вы начнете видеть разницу и преимущества его использования.

Замеряйте свет с отражателем и без него. Поскольку отражатель действует как второй света, вы можете измерить его экспозицию. Если вы хотите определенное соотношение рисующего и заполняющего света, измерьте его при помощи экспонометра.

Не бойтесь устанавливать отражатель под странными углами. В частности, если это большой отражатель, вам в некоторых случаях не будет нужна вся площадь его поверхности. Поверните его любым способом, который обеспечит эффект, который вы ищете и не важно, что это будет смотреться нелепо.

Нет отражателя? Закажите его прямо сейчас. Шутки в сторону. Если вы занимаетесь портретной фотографией и у вас нет отражателя, вы многое теряете. Цены на aliexpress начинаются от 700 руб за отражатель 5 в 1 с доставкой (диаметр 80 см). Не думаю, такая сумма для вас будет проблемой.

Используйте эти техники съемки в любом жанре. Я показывал на примере портретов. Но каждый рассматриваемый пример может быть использован для освещения любого объект. Цветы? Снимайте. Животные? Снимайте. Фуд фотография? Снимайте.

Заключение

С точки зрения вариаций этих методов, эта статья не была всеобъемлющей. Честно говоря, использование одного источника света и отражателя предоставит вам бесконечное разнообразие техник для вашей фотографии.

Когда вы начинаете съемку с одним источником света, я настоятельно рекомендую вам изучить ее как можно шире, прежде чем переходить к более сложным схемам, и вы сможете обнаружить, что простота часто будет выигрышнее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector