Фотография в фотографии семья

Фотография в фотографии семья

Запуская конкурс среди лучших семейных фотографов нашего клуба, мы с самого начала планировали серию публикаций о том, насколько важен этот жанр и почему. В сегодняшнем, первом материале мы постарались найти ответы на следующие вопросы: для чего и для кого нужна детская и семейная фотография? Какое значение она имеет для ребенка и родителей? Какое место занимает среди других жанров фотографии? Своими размышлениями делятся ведущие фотографы страны, участники Russian Photo club.

Наталья Маруся Токарева:

«Семейная фотография нужна нашим правнукам. Очень нужна. Так же, как нам дороги те крохи, доставшиеся от прадеда довоенного времени. Нужна нам, как биография. Нужна, как машина времени, переносящая в уже ушедшие времена. Нужна, как связь времен — прошлого, настоящего и будущего».

Вета Алексеева:

«Семейная фотография — это не просто фотка на память, это настроение, чувства, атмосфера, бережно сохраненные для себя и детей. Семейный фотоальбом — это история рода, которую обязательно нужно сохранить, это прекрасная традиция, способствующая укреплению семьи. Рассматривая блеклые от времени фотографии бабушек и дедушек, мы с удивлением находим в себе общие с ними черты, угадываем по взгляду тяжелый характер прадеда, а по фасону платья замечаем, что прабабушка-то была модницей. Семейная фотография — это наша родословная, которую можно изучать не только по генеалогическому древу».

Фото: Вета Алексеева

Екатерина Вишневская:

«Семейная фотография нужна потому, что это дает ощущение цельности своей семьи. Понимание того, что бабушки и дедушки — это не персонажи сказок, а реальные люди, что в детстве дарили внукам и правнукам свою любовь. Такое знание собственных корней очень важно для ребенка, который начинает взрослеть, для формирования его характера, личности и ценностей».

Фото: Екатерина Вишневская

Наталья Дексбах:

«В первую очередь детская фотография нужна не зачем и для чего, а для кого! Она нужна для самих детей, и это очевидно. Кто-то из вас помнит себя в 3 года, в 8 лет, в 12? Вот именно себя? Я, например, нет. Я помню, как относилась к себе в каком-то возрасте, но как выглядела — очень смутно. Себя и родителей я помню только по кадрам, сделанным ими, и как же мне жаль, что этих снимков крайне мало! Но тогда вся фотография была на совершенно другом уровне. Сейчас все изменилось, она стала доступной как никогда. И нельзя упускать эту возможность дать своим детям посмотреть на себя со стороны. Сегодня или через десятки лет фотография себя-ребенка вызовет шквал эмоций и воспоминаний о времени, месте, событии. И тогда я-взрослый не будет сожалеть, что фотопамяти о детстве осталось крайне мало. Фотографируйте своих детей! Им это нужно!»

Фото: Наталья Дексбах

Марина Денисова:

«Думаю, что это единственная, кроме картин, возможность остановить время. Счастливое время жизни ребенком в семье, веселые мгновения детства, нежность между родителями. Годы идут, и все меняется, отношения внутри семьи могут, не дай бог, стать сложными. И возможно, взяв в руки фотографии прошлых лет и вспомнив прежние наполненные любовью дни, люди смогут задуматься и вновь попробовать изменить свои чувства, возродить надежды и чаяния.

Фото: Марина Денисова

Когда я была маленькой, моим любимейшим занятием было рассматривание пожелтевших фотографий своих, тогда еще молодых, бабушки и дедушки. Замечательно, что у них осталось огромное количество снимков! Я с удивлением обнаружила маленькую пухленькую девочку на их руках. Оказалось, это была моя мама! А ведь если бы не было этих фотографий, я не смогла бы прикоснуться к прошлому своей семьи, не смогла бы передать своим детям историю любви моих бабушки и дедушки, мамы и папы. Семейная фотография — это связь между поколениями».

Галина Долгих:

«Наша жизнь скоротечна, и то, что сегодня кажется нам вечным и незыблемым, завтра становится лишь воспоминанием. В семейном архиве мы храним кладезь самых лучших воспоминаний и самых счастливых моментов в жизни: рождение ребенка, выписка из роддома, первая фотосессия малыша, первая съемка всей семьи. Семейная фотография с годами становится все более ценной, ведь лишь с ее помощью мы можем мысленно вернуться в прошлое».

Фото: Галина Долгих

Наталья Драчинская:

«Семейная фотография помогает сохранить историю семьи визуально. Особенно это важно для детей. Вспомните, у каждого из нас есть милые и такие родные образы из нашего детства, которые с годами тускнеют, стираются из нашей памяти. Фотография документирует эти образы, а значит помогает сохранить связь со своим прошлым, со своими корнями, с домом, где мы выросли, с предыдущими поколениями. Снимки из семейного альбома будут возвращать наших детей в то время, когда они были безусловно счастливы, и придавать им сил идти дальше. Для родителей семейная фотография станет сагой о любви и красоте счастливых родных людей, о взрослении детей, о ярких моментах, проведенных вместе. Семейные снимки будут согревать сердца повзрослевших детей, когда те начнут самостоятельную жизнь. И очень важно печатать фотографии, лучше в формате фотоальбомов, которые потом будут складываться в настоящий семейный архив. Страницы этих альбомов запомнят тепло рук, которые их перелистывали, и щедро им поделятся».

Фото: Наталья Драчинская

Наталья Казначеева:

«Думаю, я смело могу утверждать, что семейная фотография есть в каждом доме. И неважно, в каком виде она существует, снятая гаджетами, мыльницами или профессиональными камерами. Вся ее суть — в нашей человеческой потребности иметь такие кадры. Сейчас трудно представить новоиспеченную мамочку, не сделавшую селфи в роддоме, придя в себя после родов, не запечатлевшую долгожданного кроху и ошпаренного счастьем папу с младенцем на руках. И ведь все это потому, что нас переполняют эмоции, нам хочется переживать эти минуты снова и снова, хочется поделиться этим счастьем с близкими. Хочется показать подросшему малышу, как мы были счастливы, когда он родился. И он будет расти, помня и зная эту радость и любовь.

Фото: Наталья Казначеева

Семейная фотография есть и в повседневности, фиксируя обычные, но очень личные события, из которых воочию складывается история семьи. Это не снимки того, как мы выглядели и во что были одеты, это снимки нас настоящих. Наверняка такие кадры есть у многих, и мы дорожим ими не только потому, что на них мы, наши дети или близкие. Они нам дороги, потому что в них наш жизненный опыт, они — наша связь со временем, городами и странами, событиями, людьми. Мы на уровне ощущений помним мельчайшие детали, характеры, поступки, чувства запечатленного момента.

Не хотелось бы о грустном, но это важно: к сожалению, все мы не вечны. И тут семейная фотография имеет огромное значение. Если хотите, это тот самый след, который мы оставляем после себя. Мы помним и чтим наших ушедших близких, рассказываем детям о них, показываем, какими они были. Мне кажется, это важный момент в каждой семье — сохранять и приумножать семейную память. Ведь зная свое прошлое, мы живем настоящим и строим наше будущее. Каждая фотография — частичка фамильного богатства. Семейные альбомы, наполненные жизнью, традициями, неповторимыми мгновениями, — это уникальное наследие для будущих поколений».

Наталья Андерсен:

«Счастлив тот, кто счастлив в семье! А чтобы это счастье можно было увидеть, потрогать и пережить снова, по-моему, и придумана семейная фотография. Это такие лучики тепла и света, связь поколений на бумаге. Листаешь семейный альбом, смотришь на трогательные детские лица, на молодых бабушек и дедушек — и сразу вспоминается что-то давно забытое, но такое нежное и родное, и понимаешь, что ты не один. В такие минуты веришь и знаешь, что все будет хорошо, потому что здесь живет любовь. Пусть ее будет больше и в жизни, и на фотографиях».

Читайте также:  Какой трансформатор называют повышающим и какой понижающим

Фото: Наталья Андерсен

Ольга Лебедева:

«На самом деле семейная фотография не нужна. Она необходима! Это своего рода спираль с множеством витков, каждый из которых — поколение. Выпал один виток — и нет спирали. Это память, это возможность вернуться назад. Это залог осознанного будущего. Мы должны знать, кем были наши праотцы, чем они жили, как жили! Что надевали, как смеялись, как играли, плакали, грустили. Это наша жизнь. Семейная фотография имеет свое продолжение в семейном альбоме. Каждый отдельно взятый снимок — целый мир, целая жизнь! Необходимо сохранять и приумножать это знание. Надо развивать в нашей среде ценность и значимость семейной фотографии. Зачем она нужна? На самом деле ответить на этот вопрос очень просто: для нашего спокойного будущего. Мы просто знаем самое важное: у нас есть семья. И семейный фотоальбом — главное тому подтверждение!»

Фото: Ольга Лебедева

Ольга Лебедева:

«Мне кажется, несмотря на то что в последнее время фамильные фотоархивы несколько утратили свою популярность, семейная фотография имеет огромное значение в нашей жизни. Хороший семейный альбом — это сокровище. Он не только позволяет восстановить в памяти какое-то событие, историю семьи, но и отражает эмоции и внутренний мир людей и даже их отношение к своему прошлому. Если делать такой альбом с любовью, интересным и качественным и по содержанию, и по оформлению, он действительно станет настоящей семейной ценностью и, как мне кажется, даже будет укреплять отношения в семье».

Фото: Ольга Лебедева

Олеся Лоза

«Единственное, что имеет ценность в жизни, — это любовь. И путь наш — это взаимоотношения с людьми. Время затирает визуальный ряд, и остаются лишь вспышки света в душе от ярких моментов жизни. Фотография дает возможность переживать снова счастливые и неповторимые моменты вашей жизни. Все сказано в известной песне: „Чтобы все повторилось сначала, загляните в семейный альбом. Чтобы вспомнить, какими мы были, сохраните семейный альбом“. Для меня в старости семейный альбом будет иметь самую большую ценность, из материальных ценностей, конечно. Семейный альбом — это такая машина времени, и куда она вас возвращает, зависит от фотографий, которые составляют ваш семейный альбом».

Фото: Олеся Лоза

Алена Новгородцева:

«С детства помню фотокарточки моих дедушки и бабушки, потрескавшиеся, местами надорванные. Помню, как я бережно перебирала их в коробках, а потом вместе с мамой вставляла в альбомы с уголками и без, с окошками, с плотными картонными страницами. Вот где сохранена история семьи! Осознание значимости, ценности фотографии появилось во мне еще тогда и растет с каждым годом. Моя семейная история тоже „пишется“ в подобной книге, а визуальная летопись постоянна. Я снимаю везде, все наши праздники, прогулки и поездки; я даже не представляю, что какое-то событие не будет запечатлено. А семейные ценности и есть всё в этой жизни!

Фото: Алена Новгородцева

Став женой и мамой, я поняла, какой же покой в моей душе! Семья — это мир, где легко и просто быть вместе, иногда молчать и слышать друга друга; это заботливые руки, укрывающие тебя пледом зимними вечерами; это совместные открытия и путешествия; это прочитанные вслух книги; это нежность и понимание; это взгляд в одном направлении. Снимая семейные фотоистории, я пытаюсь передать все это в своих работах, уловить явную и в то же время незримую нить, энергетику, объединяющую любящих и любимых людей. И я счастлива оттого, что навсегда фиксирую эту связь, эти эмоции для моих героев в фотоснимках и со временем кадры становятся бесценными. Много лет спустя они сами, их дети и внуки будут рассматривать и перебирать фотокарточки, вспоминать, грустить и радоваться. Все это очень просто, и это и есть любовь, семья, жизнь!»

Анна Олейник:

«Для меня фотография — это маленькая история, мгновение жизни, сохраненное на память. Наша жизнь быстротечна, дни пролетают за днями, и порой только разглядывая старые снимки, мы вспоминаем о разных моментах и наших эмоциях. Счастливых, волшебных, а может, немножко грустных, но все равно трогательных и любимых. Семейный фотограф — это человек, который сохранит историю вашей семьи. Он, как летописец, будет рядом, собирая по крупинкам ваши эмоции и улыбки, будни и праздники. Ваши встречи, прогулки, первые шаги детей, их шалости и игры. И я всем желаю, чтобы этим человеком стал профессиональный фотограф, чтобы ваши снимки были действительно качественными и гармоничными».

Фото: Анна Олейник

Наталия Прошина:

«Каждое мгновение жизни неповторимо и, увы, быстротечно. И иногда, чтобы вспомнить радостные минуты, проведенные со своими родными и близкими, нужно всего лишь заглянуть в семейный альбом. Именно он хранит первые шаги вашего малыша, трогательную любовь к вашей второй половинке, сокровенные таинства венчания или крещения ребенка. Я как детский и семейный фотограф вижу свою цель в максимально точном отражении таких быстротечных мгновений. В основе моих работ лежит абсолютная естественность. Чем живее фото и искреннее эмоции на нем, тем ярче будут ваши воспоминания, тем интереснее вам будет делиться ими с окружающими, передавать альбом из поколения в поколение».

Фото: Наталия Прошина

Анна Рау:

«Семейный альбом — это как имя и фамилия: в нем содержится история семьи, рода и целых поколений. Он как ордена или медали бабушек и дедушек; как дипломы или школьные аттестаты родителей; как старинное свадебное платье прабабушки; как мелодия, которая играла на первом школьном вечере; как прядь волос или первый выпавший зуб ребенка. Из всех этих частиц складываются характер и ценности вашей семьи и вашего рода».

Оксана Супрун:

«В наше время общедоступной цифровой техники и миллионов цифровых файлов семейная Фотография нужна как никогда. Одна. Большая. Напечатанная на бумаге или холсте, оформленная в красивую раму и висящая в на стене на самом видном месте. И она должна меняться вместе с происходящими изменениями в семье. Еще лучше, если это „хохочущая“ фотография всех членов семьи, которая никого не оставит равнодушным. Такая фотография очень заряжает на позитив всех вокруг. Оглянитесь, есть ли у вас дома семейные фотографии?».

Фото: Оксана Супрун

Алена Теплова:

«Зачем нужна семейная фотография? Чтобы спрятать в семейном альбоме первую улыбку, первый шажок, теплые объятия и запах лета. А потом открыть его и окунуться в воспоминания, пережить и почувствовать их снова и снова».

Фото: Алена Теплова

Анастасия Фролова:

«Семейная фотография — документальное подтверждение истории семьи. Зачем оно нужно? Во-первых, это любопытно: а что было до тебя? А каким ты был 5, 10, 15, 20 лет назад? А какими были твои отец, дед, прадед? Каждый, кто хоть раз смотрел семейный альбом, знает, что это невероятно увлекательно. Во-вторых, все мы неразрывно связаны с нашим прошлым, потеря или забвение которого может привести к кризису, например, экзистенциальному. А в-третьих, фотография — единственная известная нам сейчас машина времени. Разве это не здорово — дать своим детям, внукам, правнукам возможность совершать увлекательные путешествия в прошлое?

Читайте также:  Чем очистить салон автомобиля от пятен

Фото: Анастасия Фролова

Семейные фотографии — кусочки пазла, части картины нашего мира, нашей семьи и, как следствие, нас самих».

Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз выбрала для профессиональной и творческой реализации тему семейной фотографии. И к этому вопросу она подходит очень основательно. Семейной фотографии посвящен и ее диплом, который Ляля защитила на журфаке МГУ. По мотивам этой работы представляем вашему вниманию познавательную экскурсию в историю появления и развития жанра.

Для дипломной работы мне пришлось докопаться до самого начала фотографии как таковой. Я нырнула в историю с головой, словно Алиса в кроличью нору. Сегодня семейная фотография – это не только домашний архив конкретной семьи, она активно используется в фотожурналистике в качестве инструмента для достижения сильнейшего воздействия на зрителя и отражает социальные проблемы общества. А когда-то желание запечатлеть портрет человека и его семьи было одной из первых функций фотографии.

Мне посчастливилось изучить массу бесценной для фотографа литературы: книги Джульет Хэкинг, Владимира Левашова, Александра Лапина, Сьюзен Сонтаг, Ролана Барта, Вальтера Беньямина. Наибольшую помощь оказали альбомы Анни Лейбовиц, Салли Манн, Стэнли Третика, Павла Кривцова, коллекция королевских и императорских фотографий на сайте Royal Collection Trust, фотографии World Press Photo и International Photography Awards.

Семейная фотография, в отличие от живописи, это наиболее простой и легкий способ удовлетворить естественное желание человека – увековечить память о себе и своих близких. Продолжая традиции живописных портретов и позаимствовав у художников основы композиции, изобразительный стиль и варианты позирования, фотография имела главную отличительную особенность, в которой выразились ее историческая и документальная функции – реалистичность. По сути она была документом, доказательством жизни того или иного человека, дающим самое точное представление о том, как он выглядел.

На стиль и развитие семейной фотографии долгие годы оказывали влияние живопись, у которой она многое позаимствовала, а также проблема длительной экспозиции. Все первые семейные портреты были постановочными. Причем портреты детей, особенно маленьких, вообще были редкостью. Чаще всего лица и фигуры детей получались смазанными, особенно на групповых портретах, как например, на фотографиях Вильяма Эдварда Килбурна, первого фотографа, которому была оказана честь называться Фотографом Ее Величества и Его Королевского Высочества Принца Альберта.

Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Вильям Эдвард Килбурн, 1852 г.

Иногда детей фотографировали спящими, поскольку в этот момент они были неподвижны. Но с появлением посмертной фотографии, когда усопшим придавали естественные позы спящих, появилось негласное правило, переродившееся в примету — чтобы зрители не приняли случайно живого человека за мертвого, спящих людей фотографировать нельзя.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Мать и дитя, 1844-1850.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Посмертная фотография, 1850.


Посмертная фотография, 1895.


Посмертная фотография, 1900.

Другой уловкой при фотографировании маленьких детей был метод, получивший название «скрытая мать». Женщину прятали под тканями, так что она выполняла роль кресла или фона, на колени сажали ребенка, которого мать должна была успокаивать и удерживать в неподвижном положении.


Рассматривая семейные фотографии Королевы Виктории и российских императорских семей, можно выделить одну отличительную деталь. Практически на всех фотографиях, сделанных на продажу, Королева Виктория не смотрит прямо в камеру, а смотрит вдаль – в будущее своей страны. Это заметно на одном из первых семейных снимков королевы, дошедших до нас, работы Генри Коллена, первого профессионального калотиписта. Тем интереснее кадры Роджера Фентона, известного военного фотографа, прославившегося благодаря серии снимков о Крымской войне – которые не предназначались для публичного показа и на которых Королева запечатлена в неформальном, домашнем стиле, в простой клетчатой шали и смотрит она прямо в камеру.


Королева Виктория и принцесса Виктория. Фотограф Генри Коллен, 1844 год.


Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Роджер Фентон, 1854 год.

В 1854 году, во Франции, Андре Адольф-Эжен Диздери запатентовал первую фотокамеру с четырьмя объективами, позволяющую одновременно получать до 8 небольших фотографий (визитных карточек – carte de visite) на одной крупной пластине. Процесс съемки и печати стал гораздо быстрее, проще и дешевле. Широкое распространение этот метод получил в 1859 году, когда Диздери выставил на показ фотографию Наполеона III с императрицей Евгенией и их сыном Александром-Луи-Эженом, что в несколько раз повысило спрос на услуги фотографа.

Наполеон III с семьей. Фотограф Диздери, 1859 год.

Еще одна мастерская прославилась снимком The Prince Imperial on Pony Beneath a Window авторства Пьера-Луи Пирсона. Сегодня фрагменты, которые должны были быть обрезаны на снимке – слуга, держащий поводья, император с собакой, установленный фон — представляют не меньший интерес, чем сам маленький принц.

Принц Империи верхом на пони. Фотограф Пьер-Луи Пирсон, 1859 год.

Королева Виктория с внучкой Александрой Федоровной, Николаем II и правнучкой. Фотограф Роберт Милн, Белморал, 1896 год.

Королева Виктория была большой поклонницей нового искусства – фотографии. Благодаря ее финансовой поддержке и введению моды на коллекционирование carte de visite, фотография получила стремительное развитие и бешенную популярность среди знати, а впоследствии и среди обычных людей. Королевская традиция посещения фотосалонов очень скоро стала всеобщей семейной традицией. Для таких фотосессий наряжались, делали прически и макияж, а фотографиями дорожили и хранили в альбомах. Большинство таких кадров не несут художественной ценности. В настоящее время часть из них используется для антропологических, социальных и исторических исследований. Некоторые члены королевских семей любили не только фотографироваться, но и фотографировать. До нас дошли снимки авторства Принца Альфреда (сына Королевы Виктории и Принца Альберта), Императора Николая II, его супруги Императрицы Александры.

Актерская семья Терри. Фотограф Льюис Кэрролл, 1865 год.

Первым фотографом, привнесшим непринужденность и естественность в постановочную фотографию, был знаменитый писатель Льюис Кэрролл. По мере сокращения времени экспозиции появляются более разнообразные сюжеты, жанровые сценки, рассказывающие о повседневной жизни членов королевской семьи, как на фотографиях Мэри Стин.

Королева Виктория с внуками за обеденным столом. Фотограф Мэри Стин, 1895 год.

В России наиболее известными и уважаемыми были фотографы императорского величества: Сергей Львович Левицкий, Карл Иванович Бергамаско, Карл Карлович Булла, Фёдор Генрихович Боассон, Карл Андреевич Ягельский – владелец фотоателье CE von Hahn & Co. Их фотографии жизни российских императорских семей представляют историческую, культурную и художественную ценность. Эти снимки и фотографии зарубежных королевских семей являлись и являются эталонами копирования коммерческими фотографами, специализирующимися на семейной и портретной фотографии.


Фотограф Сергей Левицкий, 1873.


Фотограф Сергей Левицкий, 1878.


Фотограф Карл Бергамаско, 1876-1877.


Фотограф Карл Булла, 1908.


Фотограф Федор Боассон, 1913.


Фотограф Федор Боассон, 1910.


Фотограф Карл Ягельский, 1909.

В 1900 году Истмен Кодак выпускает дешевую и простую в использовании камеру Brownie, благодаря которой появилась любительская фотография. И самое широкое применение она нашла именно в семейной съемке. Любительские фотографии, в отличие от профессиональных студийных портретов, содержали больше исторической и социальной информации, являясь своеобразными зарисовками семейной жизни.

Читайте также:  Отличие водовода от водопровода

В начале XX века вводится понятие документальная фотография, под которой прежде всего понимается социальная фотография, посвященная проблемам и изменениям, происходящим в обществе. Эти проблемы и изменения показываются через человека и его окружение. В 1925 году в продажу поступает знаменитая камера Leica – маленькая и легкая, позволяющая делать снимки с короткой выдержкой при естественном освещении – она открыла новые возможности и оказала огромное влияние на развитие фотожурналистики.

В Советском Союзе фотографию использовали главным образом в системе пропаганды, целью которой было достижение социальной гармонии, воспитание людей в соответствии с новыми ценностями, стимулирование к труду. Поэтому в функции фотожурналистики 30-х годов не входило освещение социальных проблем общества. Наиболее ярким примером документально-пропагандистской фотографии того времени, главными героями которой являются члены большой советской семьи, служит серия «24 часа из жизни Филипповых», снятая за 5 дней репортерами Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом и опубликованная в 1931 году в зарубежной и советской прессе. Вот эти кадры:


Зарубежная документальная фотография в послевоенные годы тоже чаще была позитивна, чем негативна. Общество было измотано войной и ужасами, ее сопровождавшими. Фотография обращает внимание на общечеловеческие ценности, вводится понятие гуманистической фотографии, стремящейся к межчеловеческому пониманию. Эпическая фотовыставка гуманистической фотографии, организованная в 1955 году в Нью-Йорке Эдвардом Стайхеном — The Family of Man, также известна под названием «Род человеческий» — представила на суд зрителя коллекцию из 503 фотографий, в том числе и семейных, в которую вошли работы Юджина Смита «Прогулка по райскому саду», на которой изображены его собственные дети, и Эллиотта Эрвитта «Мать и дитя», фотография его жены и ребенка, а также фотографии Льюиса Кэрролла, Джулии Маргарет Камерон и других фотографов того времени.


Прогулка по райскому саду. Фотограф Юджин Смит, 1946 год.


Мать и дитя. Фотограф Эллиотт Эрвитт, 1953 год.

Во все времена семейные фотографии политических деятелей, королевских и императорских семей и знаменитостей, показывающие образцовую личную жизнь, с одной стороны создавали положительный образ правителей и звезд, с другой – формировали в обществе систему традиционных семейных ценностей, с третьей – являлись образцами для подражания со стороны коммерческих фотографов.

Интересен архив фотографий американского фотожурналиста Стэнли Третика, несколько лет снимавшего семью президента США Джона Ф. Кеннеди. В альбоме «Capturing Camelot» официальные фотографии президента сменяются неформальными. И эти семейные снимки характеризуют и полнее раскрывают личность самого Кеннеди. Другим известным фотографом, снимавшим семью Кеннеди в 1960-м году, был Альфред Эйзенштадт.

Фотограф Альфред Эйзенштадт, 1960 год:

Фотографии из альбома «Capturing Camelot», фотограф Стэнли Третик, 1963 год:

Семейные фотографии известных актеров Сержа Генсбура и Джейн Биркин, снятые фотографом Клодом Азуле, выглядят очень естественно, словно приоткрывают дверь в их частную жизнь:

С изменениями, происходящими в обществе, меняется и фотография. Она становится более откровенной, интимной, как фотография с обложки журнала Vanity Fair 1991 года, на которой Анни Лейбовиц запечатлела обнаженную Деми Мур на девятом месяце беременности.

В настоящее время, когда техника практически не ограничивает фотографа в творчестве, мы наблюдаем огромное разнообразие проектов и альбомов, посвященных теме семьи. Одной из самых скандальных в истории семейной фотографии стало исследование периода взросления собственных детей, фиксируемое их матерями.


Фотограф Салли Манн, 1992 год.

Например, альбом американской фотохудожницы Салли Манн «Ближайшие родственники» («Immediate Family», 1992), снятый в стиле пиктореализма, героями которого стали ее сын и две дочери от 7 до 13 лет, наделал много шума. Главным образом, из-за откровенных фотографий обнаженных детей. Благодаря этому альбому и скандалу, сопровождавшему его выход, Салли получила фотографическое признание.

Стоит упомянуть альбом «A Photographer’s Life 1990-2005» известного американского фотографа Анни Лейбовиц, который собрал лучшие фотографии за 15 лет ее творческой жизни. Семейные снимки соседствуют в нем с фотожурналистикой: рекламными, репортажными, снимками знаменитостей и политиков. Этот альбом показывает, насколько разнообразной может быть семейная фотография. В работах Анни подробно отражена жизнь ее семьи: рождение детей, фрагменты их детства, празднование юбилея ее матери, поездки к морю, отношения ее родителей, их болезнь и смерть. В них просматривается бережное и уважительное отношение к жизни своей семьи.

Снимки из альбома «A Photographer’s Life, 1990-2005». Фотограф Анни Лейбовиц, 1992 год.

Возвращаясь к теме фотосессий знаменитостей и их семей для известных глянцевых журналов, таких как Vanity Fair и Vogue, невозможно не упомянуть фотографов Тима Уолкера, Анни Лейбовиц и Джейсона Белла. Их современные постановочные фотографии сильно отличаются от постановочных портретов Викторианской эпохи разнообразием сюжетов и поз, естественностью и эмоциональностью. Тщательно продумываются цветовая гамма, образы, наряды.


Певица Мадонна с детьми. Фотограф Тим Уолкер, 2005 год.

Актриса Анжелина Джоли с приемным сыном. Фотограф Анни Лейбовиц, 2013 год.


Принц Уильям и Кэтрин Миддлтон. Фотограф Джейсон Белл, 2013 год.

Интересен цикл «Сестры Браун» американского фотографа Николаса Никсона, состоящий из ежегодных семейных портретов, прослеживает внешние и внутренние изменения, происходящие с четырьмя сестрами в течение 36 лет.


«Сестры Браун». Фотограф Николас Никсон, 1975-2011 год.

В современной российской фотографии можно отметить Владимира Вяткина и Павла Кривцова. Их работы отличаются особой душевностью, теплотой и любовью.


Фотограф Павел Кривцов.


Фотограф Владимир Вяткин.

Сравнительная доступность современной профессиональной фототехники создала огромный пласт фотолюбителей, снимающих свои семьи. Казалось бы, тема раскрыта. Тем парадоксальнее непроходящий успех фотовыставки «Семья человеческая». С 1955 года она гостила более чем в 150 музеях мира, сейчас ее постоянная экспозиция «прописана» в замке Клерво в Люксембурге. С 2002 года внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия. Экспонаты сгруппированы по темам: рождение, любовь, труд, радость, смерть. Снимки одинаково близки всем культурам, всем людям. Как написал Карл Зандбург: «В мире есть только один мужчина, и имя ему Все Мужчины. В мире есть только одна женщина, и имя ей Все Женщины. В мире есть только один ребенок, и имя ему Все Дети».

Семья- самое дорогое, что есть в нашей жизни. Семейные ценности и уют ни с чем не сравнятся. Семейное тепло не заменит ничто. В этой подборке собраны самые красивые фотографии счастливой семьи.

Фотографии счастливой семьи Большая семья на закате

Спящий ребенок с родителями

Дети и родители Члены семьи Дочка на спине отца Сын на плечах отца Счастье детей — любовь родителей Валяние на траве всей семьей

Стильное фото семьи

Дети красивых родителей Отдых всей семьей Дети на родителях Большая семья в лесу Красива семейная фотосессия Фото семьи в ромашковом поле Качели из родительских рук Семейный пикник Счастье семи-здоровые дети Взрослые родители с детьми Спортивная семья Родительская любовь

Гармоничное семейное фото Любование небом Прогулки всей семьей по лесу Детские ножки в руках родителей Семейной фото Идеальное семейное фото Молодая семья с сыном на пляже Домашнее настроение Прогулки на закате Игры в поле Большая счастливая семья

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector